Маркетплейс - что это и зачем нужно?
Что это?
Маркетплейс, в дословном переводе с английского — рынок, рыночное место. В наше время этот термин используется для обозначения электронных площадок для онлайн-торговли, где сразу много продавцов могут представить свои товары большой аудитории покупателей.
В последние годы, особенно после пандемии, онлайн-торговля в нашей стране получила стремительное развитие — общий оборот составил более 4 млрд рублей, и эта доля увеличивается ежегодно примерно на 50%. В свою очередь, торговля на маркетплейсах растёт примерно на 30% в год. Маркетплейсы сегодня - популярный, удобный и успешный инструмент для постоянных продаж товаров. Как оказалось, этот способ прекрасно подошёл и продавцам, и покупателям: продавцы получили прекрасный канал для постоянных продаж и возможность быть доступными для покупателей, а покупатели открыли для себя приветливый сервис, обширную логистику, возможность комфортного и быстрого шопинга с помощью сайтов и мобильных приложений. Всё сложилось так, что маркетплейс — это почти неотъемлемый инструмент современного бизнеса, связанного с продажей товаров онлайн, и многие предприниматели ставят себе задачу перейти на маркетплейсы в качестве дополнительного к основному интернет-магазина каналу продаж.
Какими они бывают?
Маркетплейсы бывают двух основных видов:
- многопрофильные;
- нишевые (узкопрофильные).
Известные всем нам маркетплейсы, которыми мы активно пользуемся — Ozon, Wildberries, Яндекc.Маркет, СберМегаМаркет и другие, они являются многопрофильными и удобны тем, что на одной площадке можно найти практически всё, что может понадобиться человеку в разных жизненных ситуациях.
Нишевой маркетплейс создаётся под категорию товаров, например, бытовая техника, компьютеры и комплектующие, или другие подобные категории специфических, сложных или особых товаров. Примеры нишевых маркетплейсов — DNS, Citilink, М-Видео (техника), Lamoda (одежда).
Что они дают?
Основной положительный момент, который даёт работа с маркетплейсами — это доступ к огромной покупательской аудитории и возможность сразу же продавать всем этим людям свои товары. Согласитесь, неплохо было бы без дополнительных усилий, только заведя личный кабинет и заполнив карточки товаров, предложить свои товары вот таким аудиториям:
- Ozon — 21,3 млн посетителей в день;
- Wildberries — 14 млн посетителей в день;
- Яндекс.Маркет — 6 млн посетителей в день;
- СберМегаМаркет — 3,5 млн посетителей в день.
Несомненно, среди такого количества потенциальных покупателей обязательно найдутся и ваши. И чтобы это произошло, нужно не так уж много:
- грамотно и красиво заполненные карточки товаров с показательными фото и подробным описанием товара;
- оперативное обновление информации о ценах, наличии, сроках доставки;
- соответствие описания и характеристик реальному товару;
- участие в акциях и распродажах, которые запускает маркетплейс;
- грамотное использование возможностей продвижения на маркетплейсе с помощью возможностей рекламного кабинета.
Всё остальное — взаимодействие с покупателями, интерфейс, логистика, продвижение — маркетплейс берёт на себя, а вы взамен платите ему комиссию. Обычно это какой-то процент от стоимости товара. В любом случае, чем больше продажи на маркетплейсах, тем выгоднее для продавца.
Насколько головокружительным будет коммерческий успех, зависит от вас, но здесь добиться больших и выгодных продаж в относительно короткое время намного быстрее, чем через свой собственный интернет-магазин, где все рутинные и важные действия вы делаете сами, в отличие от маркетплейса, который уже позаботился об этом.
Как работать с маркетплейсами?
Логистика “продавец-маркетплейс”
Есть три основные схемы логистики, по которой продавец выстраивает свою работу с маркетплейсом:
- FBS (fulfillment by seller). Продавец хранит весь свой товар на своих собственных складах, самостоятельно мониторит и комплектует свои заказы и привозит товары по заказам на склады маркетплейса. Эта схема стала самой популярной, большинство селлеров (более 70%) выбирают именно её.
- FBO (fulfillment by operator). Вся продукция селлера хранится на складе маркетплейса, куда селлер привозит её сразу большими партиями. Такая схема удобна тем, кто продаёт много единиц ходовых артикулов. Комплектует и доставляет заказы на пункты выдачи также сам маркетплейс. Комиссия по этой схеме обычно самая высокая.
- DBS (delivery by seller). Это схема, где почти вся логистика — на продавце. Он и хранит продукцию у себя, и комплектует и упаковывает заказы, и доставляет их на пункты выдачи заказов (ПВЗ) маркетплейса.
Какую из этих схем выбрать? Это зависит от нескольких факторов:
- специфика товара: востребованность, уникальность, разнообразие;
- объём товарных единиц и артикулов товаров (чем больше артикулов, тем сложнее логистика);
- регулярность продаж (чем чаще продаются однородные товары, тем больше потребность упростить их логистику);
- логистические возможности продавца (иногда собственные склады и системы контроля и учёта продавец настраивает под себя, если ему так удобнее работать).
Как мы уже упоминали, большинство продавцов выбирают схему FBS, чтобы не зависеть от логистики маркетплейса и самостоятельно комплектовать заказы для своих покупателей. Схема популярная, но не универсальная: прежде чем выбирать, рекомендуем сделать краткий чек-лист по списку выше.
Взаимодействие с онлайн-площадкой маркетплейса
Кроме логистики, есть ещё пути, по которым проходит взаимодействие продавца с маркетплейсом. Вы можете взаимодействовать с площадкой напрямую, но автоматизация продаж снимает ряд насущных вопросов, экономит время и ресурсы. Вот основные из них:
Самостоятельная работа в личном кабинете маркетплейса
Этот способ работы не требует дополнительных финансовых затрат. Это быстро, поскольку настраивать интеграцию не нужно. Личный кабинет маркетплейса уже предусмотрел всё, что нужно, останется только заполнить данные. Благодаря удобному интерфейсу техподдержка продавцу в этом случае практически не требуется, а товары на маркетплейсах размещаются продавцом вручную. Такой способ отлично подходит, если вы планируете протестировать продажи на маркетплейсах и для начала разобраться, что к чему. Вы получите необходимые вам результаты быстро и без лишних расходов.
✔️Быстрый старт, отсутствие затрат, прозрачность.
⛔ Если объём товаров большой, продажи регулярные и их много, такой способ работы будет очень трудоёмким и нецелесообразным.
Контент-посредники
Чтобы избавить себя от какой-то части рутинных действий на маркетплейсе (заполнение и размещение карточек товаров, например, или обновление остатков), некоторые продавцы нанимают контент-посредников. Это могут быть индивидуальные специалисты (контент-менеджеры, специализирующиеся на маркетплейсах) или агентства. Менеджер по маркетплейсам берёт на себя весь объём действий с вашими товарами, кроме того, может предложить готовые решения для интеграции. Стоимость услуг контент-посредников зависит от объёма продаж вашего магазина. Такой способ подойдёт для продавцов со средними оборотами продаж.
✔️ Избавление от рутины, возможность готовых решений для интеграции, посредник сам отслеживает все изменения на маркетплейсе.
⛔ Ведение маркетплейсов — это услуга, а значит, вы в какой-то степени зависите исполнителя, присутствует человеческий фактор. Может возникнуть риск несоответствия затрат результатам, если размер оборотов нестабилен.
Своя система интеграции
Торговля на маркетплейсах — процесс, построенный на алгоритмах, и продавец, у которого уже есть рабочий интернет-магазин, вполне может изучить эти алгоритмы и разработать свою систему интеграции, автоматизируя своё размещение на маркетплейсах. В ней можно учесть особенности и подстроить её под свою специфику продаж. Однако, такая свобода чревата обременениями в виде затрат на разработку и собственную поддержку. Настройка интеграции осуществляется также собственными разработчиками, учитывая то, какой планируется работа на маркетплейсах — специфика товаров, объём продаж и пр. Собственная разработка интеграции подойдёт крупным компаниям, которые ценят свою самостоятельность и независимость, и у которых есть ресурсы на разработку собственных программных продуктов для своего бизнеса. В зависимости от того, какие особенности есть у ваших товаров, каков объём продаж и какой вы выбрали маркетплейс, цены на такое программное решение могут немного варьироваться.
✔️ Возможность гибко подойти к работе с маркетплейсом, учесть особенности товара, его объёмов, регулярность и статистику продаж.
⛔ Если делаем сами, то сами и отвечаем за результат. Изменения на стороне маркетплейса придётся отслеживать самостоятельно или “заморочиться” над тем, чтобы это делала программа. Кроме того, необходимо учесть множество аспектов, например, подстройку под разные API маркетплейсов, регулярное обновление протоколов и пр. Интеграция с маркетплейсом должна предусмотреть особенности не только ваших товаров, но и самих площадок. Затраты на индивидуальную разработку будут соответствующе высокими.
Готовые системы интеграции
Это уже разработанные программные продукты, настроенные на простую и продуктивную работу с маркетплейсами. Эти программы могут интегрировать системы продавцов с маркетплейсами быстро и эффективно. Компании-разработчики учитывают распространенные запросы продавцов при работе с маркетплейсами и воплощают их в программных продуктах. Готовые интеграции также предусматривают полную поддержку своего клиента — все изменения на маркетплейсах отслеживают разработчики, и не нужно беспокоиться, что вы что-то упустите. Такие программы умеют заполнять карточки на маркетплейсах, размещать их, проверять остатки, отслеживать изменения как у продавца, так и у торговой площадки. Благодаря таким программам вы сможете подключать маркетплейсы и автоматизировать свою работу с ними. Затраты на такое решение стабильны — вы приобретаете программный продукт, как и любой другой — с помощью покупки лицензии с разными вариантами уровня поддержки.
✔️ Это относительно гибкое решение, которое при этом избавляет вас от множества рутинных действий и затрат. Вы хорошо понимаете, за что платите и что получаете взамен, техподдержка всегда ответит на вопросы, бывают демо-версии для короткого пробного периода.
⛔ Кроме того, что это решение не бесплатное, минусов почти нет.
Интеграция на маркетплейс: как это работает?
Интеграция систем продавца и маркетплейса — это это доступное, понятное и эффективное решение для продавца, чтобы снять с себя множество рутинных вопросов. Благодаря таким системам бизнес на маркетплейсах преуспеет без лишних действий и затрат.
Мы разработали сервис для интеграции, который упростит работу с маркетплейсами и повысит её качество. Вы сразу заметите, что работа с площадками стала проще и качественнее:
- Остатки товара всегда актуальны. Сервис ежеминутно обновляет остатки товаров, а затем самостоятельно передаёт все сведения маркетплейсу. Таким образом вы избавитесь от риска заказов без наличия, отмены заказов и, следовательно, санкций со стороны маркетплейса и понижения вашего рейтинга.
- Заказы подтверждаются вовремя. Поступившие заказы больше не нужно постоянно проверять — это сделает программа, а это экономит время продавца и весьма радует покупателя. Кстати, вовремя подтверждённые заказы также повышают рейтинг продавца, а значит, увеличивают возможности продавать больше.
- Заказы комплектуются своевременно. Сервис сам передаст подтвержденные заказы на склад, где хранятся товары, поэтому сбор и комплектация заказов для покупателей производится оперативно и передаётся в доставку.
Система автоматизации продаж на маркетплейсах — это то, к чему сегодня приходит каждый активно развивающийся бизнес в сфере продаж товаров. Многие уже воспользовались системой интеграции, благодаря чему сократили затраты ресурсов и увеличили прибыль. Сделайте это сейчас, чтобы не терять времени и не упустить своей выгоды!