Как эмоции влияют на восприятие сайта
Очень часто решения пользователь принимает на основе эмоций и только потом объясняет это с помощью логики. Поэтому без сомнения все, что пользователь делает на сайте, так или иначе связано с эмоциями.
Баланс эмоций и логики дает привлекательное юзабилити
Каждая веб-студия старается в первую очередь создать сайт, который будет удобен для посетителя. Но в погоне за простым и понятным иногда забывается, что надо проработать и эмоциональность дизайна сайта, так как без этого он не будет эффективным.
Пользовательское поведение и решения всегда определены эмоциями, поэтому игнорирование визуальной привлекательности, пусть и за счет высокой функциональности, вызывает негатив. Соответственно, пользователь, испытавший отрицательную эмоцию, не станет покупателем, не посоветует вашу компанию другим. Поэтому интернет-магазин или лендинг будет непродающим. Важность визуальной составляющей подтверждена различными исследованиями: например, в Японии после одного эксперимента пришли к выводу, что эстетика интерфейса приоритетней, нежели ее функциональность. В качестве “подопытного” выступил интерфейс банкоматов. Изначально было подозрение, что выбор именно привлекательного решения основан исключительно на культурном феномене. Поэтому исследователи провели такое же испытание в Израиле. Но там тоже предпочли именно красивые интерфейсы, объясняя это те, что они более удобные и понятные. Эффект эстетики в юзабилити неоспорим, а пользователи любят глазами и им приятно, когда предлагается красивое юзабилити — они даже готовы простить другие его несовершенства.
Результаты другого эксперимента, проведенного в США, показали, что эстетическое восприятие влияет раньше других когнитивных функций, а чтобы сформировалось определенное впечатление от объекта человеку достаточно первых 50 миллисекунд.
Дизайн должен приносить удовольствие
У каждого человека есть три уровня восприятия, через которые он проходит последовательно.
Первый уровень — интуитивный
Пользователь только открыл сайт, но уже с первых секунд его оценил как хороший и готов перейти на уровень совершения действий на нем. Почему так? Видимо, дизайнер использовал позитивные интуитивные стимулы:
- яркие цвета (но не кислотные)
- довольные красивые люди, которые улыбаются
- гладкие покатые объекты
- теплые места и пейзажи
- мягкое освещение
Таких стимулов немало, и для каждой аудитории они могут быть своими, поэтому важно составлять портрет целевой аудитории.
Второй уровень — поведенческий
Поведенческое наслаждение можно получить через действие. Большую часть действий на сайте мы выполняем не задумываясь: мозг уже знает, на автомате, какие кнопки необходимо нажимать, чтобы получить ожидаемую реакцию. Пользователь ждет, что такие кнопки будут расположены на привычных для него местах: например, корзина в правом верхнем углу интернет-магазина. Он испытает разочарование, если не найдет ее там. Если при использовании веб-сайта появилось негативное чувство, разочарование или раздражение, это вряд ли смотивирует на покупку. Взаимодействие с грамотно и красиво спроектированным сайтом приятно, так как позволяет выполнить задачу и сделать это без дополнительных усилий.
Третий уровень — рефлексивный
Он самый долгосрочный: возможно, вы уже забыли, когда увидели дизайн популярного маркетплейса в первый раз, и даже не помните самый первый заказ. Но точно знаете, что на этом ресурсе представлено практически все — это и есть рефлексивная эмоция. Разработка дизайна сайта с учетом этой эмоции труднее всего, так как повлиять может все, что угодно: возраст, пол, менталитет, опыт, уровень культуры и т.п.
В идеале UX-дизайнер должен учитывать все три уровня, чтобы сайт последовательно воздействовал на пользователя. Если все сработано как надо и отношения с пользователем будут выстроены, то позитивные воспоминания от работы с вашим сайтом он перенесет в рекомендации другим людям.