Нелегкая борьба за место под солнцем
Тема самостоятельного SEO-продвижения всегда волновала и, думаем, будет волновать владельцев сайтов. Это очень заманчивая идея: получить целевой трафик на сайт, не вкладывая деньги в контекстную рекламу. Идея настолько заманчивая и ускользающая, что её, пожалуй, можно озаглавить так: «Золотое руно. Поиски. Серия 1523…».
Почему? На самом деле, вкладывать всё равно приходится – собственное время. А это, между прочим, тоже деньги! Так вот сейчас этих «денег» нужно очень много тратить, чтобы вывести сайт наверх. Лет 5-7 назад продвигаться в ТОП-10 выдачи было значительно проще. Помните, с чего начиналась наша рассылка? Мы довольно подробно рассказывали, как собирать семантическое ядро для сайта, как группировать запросы по страницам, как писать SEO-ориентированные статьи, как правильно с точки зрения SEO оформлять страницы, как делать внутреннюю перелинковку для повышения веса нужных ключевых слов…
Тем, связанных с SEO, было очень много.
Многие из инструментов, о которых мы рассказывали, не утратили актуальности. В том смысле, что собирать семантическое ядро, писать грамотные тексты, правильно оформлять страницы, линковать страницы сайта между собой – нужно и сейчас.
Только эффект от работ будет уже не таким, каким он был лет 5-7 назад. Теперь стало сложнее вывести сайт на первую страницу выдачи (потому, что ТОП-10 у пользователей поиска может быть разным) и удержать его там. Труднее оценивать (замерять) и результаты продвижения.
Как это? Сейчас мы поговорим об этом, но для начала давайте посмотрим на проблему раскрутки сайтов со стороны поисковых систем, Яндекса и Google. Для чего они создавали свой бизнес? Для чего столько лет шлифовали поисковые алгоритмы? Накапливали огромную базу данных о каждом пользователе? Вводили в строй новые сервера, дата-центры? Улучшали качество обслуживания? Боролись между собой за каждый процент поискового рынка?
Для чего они вкладывали в это всё безумную кучу денег? Разве для того, чтобы бесплатно «подарить» трафик неким счастливчикам?
Нет, они хотели заработать. Они хотели не только вернуть инвестиции, но и получить прибыль. А для того им нужно, чтобы как можно больше владельцев сайтов использовало поиск и различные сервисы, предлагаемые этими компаниями. В том числе - системы контекстной рекламы Яндекс.Директ и Google AdWords.
Давайте на примере Яндекса посмотрим, как «эволюционировала» поисковая выдача, почему теперь разные пользователи поискового сервиса видят разный ТОП-10 и не могут достоверно определить, на какой позиции находится их сайт по тому или иному ключевому слову.
Персонализация выдачи
Цитата:
«На один и тот же вопрос может быть несколько правильных ответов — в зависимости от нужд пользователя. Например, кому-то по запросу "nevermind" нужно найти перевод слова, а кому-то — альбом Nirvana. Персональный поиск умеет учитывать личные интересы и предпочтения пользователя и выбирать наиболее подходящий для него ответ.
В основе персонального поиска лежит анализ поискового поведения — например, какие запросы задает человек, на какие сайты переходит, на каком языке общается с поисковой системой».
Первоисточник: сайт Яндекса, статья «Персональный поиск».
Это означает, что теперь поисковая система подстраивает содержание выдачи под личные (персональные) предпочтения «клиентов». Каждый пользователь видит свою уникальную выдачу, основанную на ранее посещенных им сайтах и вводимых запросах.
Региональная выдача
Цитата:
«Среди всех запросов к поиску Яндекса от 15 до 30%, в зависимости от региона, составляют те, в ответ на которые пользователь ожидает получить местную, региональную информацию — например, об услугах или событиях в своём городе. На такие запросы поиск Яндекса отвечает в разных регионах по-разному. Например, по запросу [услуги адвоката] жители Самары найдут профессиональные юридические услуги в Самаре, а нижегородцы — адвокатов Нижнего Новгорода».
Первоисточник: сайт Яндекса, статья «Поиск с учётом региона».
Это означает, что при формировании выдачи Яндекс учитывает регион нахождения пользователя и формирует для него региональную выдачу в случаях, когда запрос предполагает местную (региональную) информацию.
Мобильный поиск
Цитата:
«…нам важно, чтобы нашим пользователям показывались такие страницы, с которыми им будет удобно взаимодействовать. Поэтому результаты поиска по одному и тому же запросу на компьютере и в смартфоне могут различаться, а мобилопригодные страницы, при прочих равных, в мобильном поиске будут ранжироваться выше».
Первоисточник: сайт Яндекса, статья «Оптимизация для мобильных - теперь фактор ранжирования».
Это означает, что теперь Яндекс учитывает тип устройства, с которого пользователем вводится запрос.
Для планшетов и смартфонов формируется отдельная выдача из сайтов, адаптированных под мобильные устройства.
Перемешивание сайтов в выдаче
Цитата:
«Традиционный подход заключается в использовании заранее имеющейся информации о факторах, извлекаемых непосредственно после индексации документа, а также последующей "корректировке" релевантного топа с учетом пользовательского поведения на сайте.
Однако априорной информации о документе иногда недостаточно для определения потенциальной пользы в решении поисковой задачи. Некоторые полезные или просто новые документы могут из-за этого ранжироваться низко и, следовательно, потребуется много времени для накопления достаточного количества данных об удовлетворенности пользователя.
Поэтому имеет смысл периодически показывать в области видимости документы, по которым пользовательской информации недостаточно для принятия решения о полезности документа; при этом априорная релевантность такого документа может оказаться не самой высокой.
Таким образом, за счет возможного краткосрочного снижения качества удается получить информацию о документах, участвующих в поиске, и выиграть в качестве стратегически».
Первоисточник: сайт Яндекса, статья «Тестирование нового подхода к определению релевантности документов».
Это означает, что для сбора статистики о новых «документах», Яндекс периодически «перемешивает» выдачу (в число интересующих поисковую систему «документов» могут попадать страницы «молодых», недавно появившихся сайтов, страницы сайтов после редизайна или существенных изменений вёрстки и т.п.).
Яндекс намеренно отправляет качественные сайты вниз и помещает на их место те, по которым хочет собрать информацию о поведенческих факторах.
За это текущий алгоритм поисковой системы нередко называют «Многорукий бандит». Результат его действия – непредсказуемая временная смена позиций сайтов по ряду запросов.
...Получается, что ведущие поисковые системы предпринимают ряд действий, осложняющих SEO-продвижение сайтов. Теперь недостаточно собрать семантическое ядро, оптимизировать страницы, перелинковать их…
Параметры, влияющие на отображение позиций сайта, не поддаются точному анализу со стороны человека, выполняющего SEO-раскрутку сайта или пытающегося оценить итоги SEO-продвижения.
Способ сбора позиций по ключевым словам, используемый Мегагрупп.ру
Ещё один фактор, влияющий на отображение позиций - это способ их получения. По рекомендациям Яндекса для автоматического сбора большого количества позиций наша компания, как и многие сторонние сервисы, использует технологию получения данных через Яндекс.XML.
Этот формат позволяет «считывать» позиции не из поисковой выдачи, а из архива Яндекса, не нагружая поисковую систему лишними запросами.
Отметим: Яндекс не гарантирует точного соответствия результатов, полученных через данный сервис, текущим позициям в поиске yandex.ru. По нашему опыту, позиции могут отличаться на несколько пунктов.
Подводим итоги
Факты, изложенные выше, объясняют неизбежную разницу между позициями сайтов на компьютерах (и смартфонах!) разных пользователей. Теперь Вы понимаете, почему классического продвижения в ТОП-10 (с ежедневным мониторингом позиций по нужным ключевым словам, на который можно было «медитировать») больше не существует.
Как жить? Что делать?
По нашему мнению, следует сосредоточиться на развитии своего веб-проекта – написании полезных текстов для клиентов, работе над удобством использования сайта с разных устройств (здесь, кстати, очень помогает адаптивная вёрстка), удобством навигации и выполнения процедуры заказа, повышением конверсии.
Сегодня это более надёжный способ получения целевых посетителей на сайт (и - в дальнейшем - покупателей), нежели борьба за позиции.
Кроме того, мы рекомендуем размещение контекстной рекламы в Яндекс.Директе и/или Google AdWords – в качестве самостоятельного мощного канала привлечения трафика помимо SEO-продвижения.
Несмотря на все сложности, о которых мы рассказали выше, технический анализ бывает полезен для понимания сути происходящих процессов. Можно ли в нынешних условиях увидеть более-менее реальные (приблизительные!!!) позиции сайта? И как это сделать?
Вот схема, которая поможет оценивать текущее положение по нужным ключевым запросам.
1. Уберите настройки персонального поиска Яндекса на своём компьютере
Пройдите по ссылке и уберите галочки в разделе «Персональный поиск»:
2. Проверяйте позиции сайта в браузере Google Chrome в режиме «Инкогнито»
Нажмите кнопку «Настройка Google Chrome» (1-й шаг) в правом верхнем углу и откройте новое окно в режиме инкогнито (2-й шаг):
3. Не забудьте установить нужный регион в поиске Яндекса
- Откройте Яндекс.
- В правом верхнем углу нажмите ссылку «Настройка» (1-й шаг) → «Изменить город» (2-й шаг).
- В поле ввода введите нужный город и сохраните настройки.