Маленькие секреты успешного сайта
Посмотрев темы прошлых выпусков, можно заметить, сколь большое внимание уделялось вопросам продвижения сайтов. Это и неудивительно: WEB-ресурс, если не развивать его постоянно, не заботиться об улучшении позиций в поисковой выдаче, имеет не такую уж большую аудиторию. Вместе с тем, использование ряда простых технологий позволяет существенно увеличить ежедневную посещаемость (за счет оптимизации, продвижения, контекстной рекламы), а также конверсию посетителей в покупатели (тут в первую очередь следует упомянуть сервис для ведения онлайн-диалогов с визитёрами Onicon и сервис повторных продаж Maliver).
Предыдущие выпуски рассылки делали акцент на том, как оказать «лёгкое давление» на оценивающие алгоритмы поисковых систем, за счёт:
- написания текстов, соответствующих пониманию поисковых систем, что такое «текст для людей»;
- грамотного HTML-оформления каждой страницы сайта (с применением заголовков, списков, мета-тегов);
- выполнения внутренней перелинковки страниц;
- использования платных ссылок для повышения веса сайта.
Однако все эти действия (если выполнены правильно) имеют знак «+». В то же время, бывает, что вебмастера или владельцы сайтов выполняют действия со знаком «-», которые нивелируют положительное влияние других факторов. Подчас, одна серьезная ошибка способна перечеркнуть ряд ценных достижений.
Вот о них, о довольно часто встречающихся недочётах вебмастеров и владельцев сайтов, мы хотели бы поговорить. Для выпуска №12 мы выбрали три ошибки, которые широко распространены. Правильнее будет сказать: две ошибки и одну недоработку.Итак…
Первая ошибка. «Битые» ссылки
«Битые» ссылки – это немного жаргонное название. Разумеется, никто их (гиперлинки) не бил. Просто они никуда не ведут, и это очень плохо. Выполняя на скорую руку внутреннюю перелинковку страниц, вебмастера иногда ошибаются: не смотрят корректность вставленной гиперссылки, не проверяют, что страница, куда указывает путь, существует и открывается.
Впрочем, иногда такие ошибки возникают и не второпях. Достаточно при реорганизации сайта переименовать часть страниц (не исправив внутренние ссылки, связывающие статьи), и гиперлинки поведут в пустоту. То есть, при попытке нажать на такую ссылку, посетитель сайта увидит «404 Page not found», «URL not found» или примерно такие же надписи (конкретный текст зависит от вида используемого браузера).
Почему это плохо? Поставьте себя на место пользователя, который вошел на сайт, допустим, по запросу «Купить пластиковые окна» (только вспомните, какие усилия нужно приложить, чтобы визитёры заходили на WEB-ресурс по высокочастотным запросам!). Гость открыл страницу, прочел статью об услугах Вашей компании, нажал кнопку «Посмотреть цены и сделать заказ», но вместо страницы с ценами и формой обратной связи увидел «404 Page not found».
Столько сил, средств, времени было вложено в продвижение, чтобы привлечь пользователя на сайт, подвести к покупке – и всё «погорело» оттого, что на сайте «битая» ссылка! Например, страницу «price_list» переименовали в «price», а пути исправить забыли! Какой тогда смысл выполнять комплекс работ по продвижению, если одна элементарная ошибка перечёркивает всё?
Разумеется, поисковые системы не остаются в стороне и накладывают санкции за битые ссылки. Они видят, что линк ведет «в никуда», и автоматически понижают такой ресурс в выдаче. И Яндекс и Google борются за своих «клиентов», а потому хотят сформировать собственный ТОП-10, ТОП-20 из нормально работающих сайтов, без таких вот детских «проколов».
Разумеется, у сайтов с битыми ссылками довольно серьезно ухудшаются и поведенческие факторы. Вместо просмотра двух страниц пользователь увидит одну (причем не по своей вине), время пребывания гостя на сайте сократится (он не сможет найти прайс и сделать заказ, уйдёт в раздражении), да и доверие конкретно к этому WEB-ресурсу будет подорвано.
Как проверить, что с Вашим сайтом всё в порядке, на нём нет битых ссылок? Например, можно попробовать онлайн-сервис https://www.brokenlinkcheck.com/.
Обратите внимание: сервис имеет интерфейс на английском языке. Чтобы разобраться в нём, потребуется самостоятельно приложить некоторые усилия. Сервис brokenlinkcheck не является продуктом компании Мегагрупп.ру, поэтому, к сожалению, проконсультировать Вас по его работе мы не сможем.
Обнаружив ошибку, её следует устранить как можно быстрее. Если в гиперссылке пропущен (или появился лишний) символ – исправить. Если ссылка ведет на удалённую страницу – заменить её на рабочую. В некоторых случаях бывает полезно настроить 301-й редирект на главную страницу. Как лучше действовать – зависит от структуры (идеологии) Вашего ресурса, значения ссылки с точки зрения навигации, связей между страницами.
Чтобы настроить 301-й редирект с несуществующей страницы на главную, необходимо получить расширенный доступ к системе управления (отправить такое письмо). В системе появится раздел SEO. Кликните по нему, нажмите пункт “Обработка несуществующих страниц сайта”, и далее выберите нужный вариант. Затем сохраните изменения.
Вторая ошибка. Дубли страниц
Одной из весьма распространенных ошибок является случай, когда на сайте (из-за особенностей работы CMS или ошибок вебмастера при оптимизации/изменении структуры сайта) появляются страницы с одинаковым текстовым контентом, но имеющие разные адреса (URL страниц).
Подчас ссылки на такие страницы отличаются друг от друга весьма незначительно: парой-тройкой цифр или символов. Для человека, пришедшего прочесть текст, совершенно безразлично, получил он информацию с нормальной страницы или с ее случайно возникшего дубля – текст-то одинаковый!
Зато с точки зрения поискового робота, индексирующего материалы сайта, всё выглядит по-другому. Что видит робот-индексатор? Он видит две страницы с абсолютно одинаковым содержанием, но с разными адресами. Робот не может определить: было ли это случайной ошибкой или так сделано специально. Текст на страницах совпадает полностью – и это повод признать контент неуникальным, понизить сайт в выдаче. Итог? Вы продвигали важные ключевые слова, но из-за появления дублирующих страниц «ссылочный вес» размылся между ними. Внутренняя перелинковка уже не работает столь эффективно, как в случае, если бы дублей не было. Вебмастер, выполняя действия по продвижению, рассчитывал передать вес определенной (важной) странице, а тот оказался распределен между дублями. Как следствие, сайт не сможет занять достойное место в выдаче, Вы не получите хорошие позиции в поиске по нужным ключевым фразам.
Как убедиться, что на Вашем сайте нет дублей? Для WEB-ресурсов с огромным количеством страниц (Интернет-магазинов, например) дело это непростое, хлопотное. Следует взять со страницы своего сайта небольшой фрагмент текста (несколько предложений, одно-два) и вставить в строку поиска Яндекса (или Google). Если в ответ Вы увидите несколько ссылок на свой сайт – значит, данная страница сдублировалась.
Таким образом необходимо проверять все информационные страницы, а затем удалять лишние копии.
Возникает вопрос: а как быть Интернет-магазинам, в которых огромное количество однотипных товаров? Подчас такая продукция отличается только цветом (или объемом, весом, длиной, мощностью). Подобные сложности могут возникать с посудой, инструментами, медицинским оборудованием, фасованными химикатами и т.п. Не будут ли поисковые машины склеивать все страницы с однотипными товарами???
Чтобы этого не произошло - в каждом случае желательно на странице прописывать название модели/товара полностью, пытаться сделать текст хоть немного разным, включать в заголовки отличительные характеристики изделий.
Недоработка. Отсутствие XML-карты
Честно говоря, нам (пользователям) XML-карта абсолютно не нужна. Это специальный файл, который представляет собой набор строчек с перечислением адресов всех страниц сайта, времени их создания (изменения), а также некоторой вспомогательной информации.
Если человек откроет XML-карту, то, скорее всего, потеряет интерес к её содержимому через пару-тройку секунд. Казалось бы, зачем такой файл? А всё дело в том, что такая структура данных очень удобна для поисковых ботов.
Когда робот Яндекса, Google или Mail заходит на сайт, он обязательно ищет XML-карту. Благодаря размещению данного файла на своем сайте, Вы получаете:
- Более быструю индексацию поисковыми системами новых (только что созданных) страниц.
- “Содействие” в исключении из индексной базы страниц, которые уже были удалены вебмастером на сайте. Как известно, удаление страницы с сайта не приводит к ее мгновенному исчезновению из кэша (временной памяти) поисковиков. XML-карта позволяет роботу сориентироваться, оценить: какие страницы в настоящее время есть на сайте. Конечно, есть и другой способ исключить удаленные страницы из базы, например, использовать инструмент “Удалить URL” в панели Яндекс.Вебмастера. Но подстраховка в виде корректной XML-карты никогда не помешает.
- И, самое главное, XML-карта позволяет роботам не заблудиться в «лабиринтах» внутренних ссылок Вашего сайта.
Известен случай, когда коварный вебмастер, мечтавший получить самые высокие позиции в ТОПах, сделал очень хитроумную перелинковку внутренних страниц своего сайта. Всё запутал и заманил туда робота Яндекса. И блуждал там робот три дня и три ночи. И страдал не только физически, но и морально. Потому что ждали его другие сайты с непроиндексированными страницами. А он всё никак не мог найти дорогу к людям… Вышел он оттуда лишь на четвертый день, сильно исхудавший, изможденный. И дал себе зарок: больше никогда не заходить в те места.
С тех пор ни одна новая страница у того вебмастера не индексируется. И даже сам Платон Щукин, Великий и Ужасный, не может заставить робота пойти туда…
Мораль проста. Не надо пугать и мучить робота – а то больше не придёт, новые страницы не проиндексирует. Проще сразу дать ему «скушать» XML-карту, чтобы всегда знал дорогу назад и любил Ваш WEB-ресурс.
Как можно сделать XML-карту быстро и бесплатно? Если Ваш сайт имеет объем до 500 страниц и не расположен на хостинге Мегагрупп.ру - рекомендуем воспользоваться сервисом www.xml-sitemaps.com/ (используя этот сервис, карту нужно строить заново всякий раз, когда Вы добавили/удалили страницы с сайта).
Для сайтов, работающих на CMS.S3 Мегагрупп.ру – XML-карта может быть создана (и автоматически обновляться) за счет внутренних возможностей самой системы управления сайтами. Читайте ниже, как это сделать.
Создать XML-карту достаточно легко, пожалуй, на это нужно меньше одной минуты. Попробуем засечь время...
- Зайдите в раздел “Дополнительно” -> “Карты сайта XML”.
- Нажмите “Подключить”.
- Через 24 часа в этом же разделе сгенерируется ссылка на Вашу карту сайта:
- Вы сможете загрузить её в панель вебмастера Yandex, Google или Mail
- Она также автоматически пропишется в файле robots.txt (о нём мы будем рассказывать чуть позже) - при условии, что Вы не редактировали файл вручную.
Вот и всё, 15 секунд на запуск генерации карты. Более того, XML-карта в нашей системе управления обновляется автоматически. То есть Вы генерируете ее раз и навсегда (она сама перестраивается при добавлении или удалении страниц).