Как создать сайт, который будет работать?
Когда у вас возникла мысль сделать сайт, это значит, что назрела такая необходимость. Теперь вы можете пойти двумя путями:
- Сделать сайт бесплатно, на готовых онлайн-платформах. Там чаще всего уже всё продумано для вас, и вам остаётся только расположить элементы сайта, добавить своё наполнение и запустить. Однако, у такого пути есть и минусы — многие эффективные инструменты таких онлайн-платформ всё же платные: например, элементы дизайна, нужное доменное имя, размещение на хостинге и пр. Плюс к этому, всеми вопросами вам нужно будет заниматься самостоятельно или искать специалиста для каждой задачи в ходе работы.
- Заказать разработку сайта у профессионалов. Конечно, это будет стоить некоторых денег, но специалисты знают свою работу и смогут сделать сайт под ключ, с хорошей структурой, дизайном, навигацией и наполнением, при этом быстро. При таком варианте компания-разработчик может даже предложить вам услуги не только по созданию, но и по продвижению сайта.
Стоимость создания сайта всегда зависит от того, какой это сайт и насколько он будет сложным. Сайты-визитки и лендинги, как правило, простые, сделать их — это быстрее и дешевле, чем другие. Дорогие сайты — это такие, где есть сложная структура, множество разделов, уникальная вёрстка, особенный дизайн и повышенный уровень функций. Чем сложнее устройство сайта, тем он дороже.
Регистрируем домен
Как театр начинается с вешалки, так и сайт начинается с домена — адреса (имени). Создание сайта никогда не обходится без этого. Это именно то, что вы вводите в командной строке браузера или что в ней отображается, когда вы переходите по ссылке на какой-нибудь сайт. Наш домен, например, megagroup.ru.
Первое, что нужно сделать в самом начале — зарегистрировать доменное имя. Оно должно быть простым и удобным для написания и чтения, лёгким для диктовки.
Доменное имя сайта будет удачным, если:
- оно короткое и ёмкое;
- оно не перегружено символами;
- оно отображает название или суть компании: leroymerlin.ru, здоровое-питание.рф и т.п.
Когда домен выбран, его нужно разместить на удалённом сервере, чтобы к нему был доступ у всех. Это называется хостинг.
У хостинга сайта есть три основных вида:
- Виртуальный или облачный хостинг (Shared). Это сервер, где собраны данные множества сайтов разных пользователей, то есть эти данные находятся как бы “в одной корзине” со всеми.
- Выделенный хостинг (VDS). В этому случае для каждого сайта на сервере выделяется отдельная часть, предназначенная только для него.
- Выделенный сервер. Это целый сервер, отданный под хостинг одного сайта или группы сайтов, которые принадлежат одному пользователю.
После этих действий начинается основная работа над сайтом — разработка, вёрстка, наполнение содержимым и продвижение.
Выбираем тип сайта
Теперь пришло время определить, каким будет ваш сайт. От типа зависят практически все ваши дальнейшие действия, и любая разработка сайта начинается с того, чтобы определить, в каком направлении двигаться. Есть несколько основных видов, и вы можете выбрать из них тот, который соответствует вашей деятельности.
Лендинг
Он же одностраничник, он же лендинг-пейдж. Это идеальный вариант для презентации какого-то одного яркого товарного предложения:
- уникальный или сложный товар;
- релиз продукта;
- авторский курс;
- мероприятие;
- услуга с несколькими вариантами.
Сайт-Бизнес
Этот вариант более сложный, в нём есть несколько или даже много страниц-разделов. Такой сайт подходит для компании, которая ведёт постоянную сложную деятельность, когда нужно учесть множество деталей и сделать так, чтобы клиентам было удобно обращаться к вам.
Вы можете сделать многостраничный сайт, если ваш бизнес — это:
- общепит, отели;
- консультации, финансовое, юридическое или другое сопровождение;
- медицинские услуги;
- бьюти-сфера (маникюр, парикмахерская, салон красоты, массаж);
- туризм, базы отдыха и досуга;
- детский клуб, частный детский сад или школа;
- языковая школа;
- и многое другое.
Многостраничный сайт — это самый распространённый путь для большинства видов бизнеса, ведь здесь есть много возможностей, чтобы показать свою компанию, рассказать о деятельности, дать посетителям возможность делать у вас заказы и взаимодействовать с вами.
Интернет-магазин
Это лучшее решение, если вы занимаетесь продажей товаров в интернете. В интернет-магазине обычно есть каталог товаров, возможность выбрать товар по категориям и фильтрам (признакам, характеристикам), оплатить заказ онлайн и много других возможностей, чтобы продавать легко и для себя, и для покупателей. Сайт интернет-магазина должен быть удобным, дружелюбным и лёгким для восприятия.
Определяем цель сайта
Этот шаг плавно продолжает предыдущий — вам нужно знать цели, с которыми вы создаёте сайт. От того, насколько ясно вы сформулируете эти цели, будет во многом зависеть успех вашего сайта, ведь именно цели помогают понять, какая структура сайта и какие инструменты на нём вам нужны.
Цель — это то, что определяет все дальнейшие шаги, до того, как вы приступите к разработке. Внешний вид, дизайн, декоративные элементы, форма кнопок — всё это позже, сначала — суть, идея, цели и задачи. Это как фундамент, на котором будет построено всё остальное.
Смотрим, как сделано у других
Когда вы уже знаете, для каких целей вам нужен сайт и какие функции он будет выполнять, можно подумать о том, как он будет выглядеть и работать. На этом этапе у вас есть возможность продумать структуру, все функции, расположение навигационных элементов, разделов, кнопок и пр.
Чтобы лучше понять, как сделать, можно и нужно посмотреть, как у других. Найдите несколько сайтов компаний или специалистов, которые работают в вашей или смежной бизнес-схеме, и посмотрите, как это сделали они. Помните, каждая компания решает свои задачи в бизнесе, у кого-то они более масштабные, у кого-то поменьше. Поэтому не следует ориентироваться на супер-сайт крупного бренда, если вы — индивидуальный предприниматель с одним офисом или точкой продаж. Сайт конкурента — это не образец для вас, а источник идей и вдохновения, иногда — подсказка, как надо или как не надо. Помните о своих целях и придерживайтесь их — делайте сайт уникальным и именно вашим.
Сайты конкурентов полезно изучать, чтобы взять себе на заметку:
- удачную структуру сайта и отказаться от неудачной;
- подсмотреть подходящие дизайнерские ходы;
- узнать, какие сервисы и дополнения можно использовать.
Делаем эскиз сайта
Итак, общая картина сложилась, теперь самое время приступить к разработке эскиза или первого прототипа — черновика сайта. Все идеи и мысли, которые у вас возникли на первых этапах, сейчас нужно воплотить в графическом виде — сделать эскиз.
Будет не лишним для начала нарисовать эскиз сайта и его страниц прямо от руки, карандашом на бумаге. Когда вы (или специалист, которого вы наймёте) решите сделать прототип сайта в специальной программе, будет проще сориентироваться.
Рисовать эскиз сайта нужно так, чтобы его было удобно воспринимать визуально. Мы дадим вам несколько советов, как это сделать:
- Текст изображается на эскизе прямыми линиями, заголовки — жирными прямыми линиями.
- Обозначение картинки или видео — прямоугольник, перечёркнутый крестом из угла в угол.
- Элементы навигации, кнопки — маленькие прямоугольники или круги.
- Отдельно шапку сайта делают обычно узкой полоской сверху. Логотип и пункты меню — короткие толстые штрихи.
- Надписи и названия на этом этапе делать не обязательно, главное — отобразить структуру и устройство сайта.
Вполне может быть, что такой черновик будет не единственным в работе, поэтому запаситесь терпением — сделайте несколько вариантов, посмотрите, как это смотрится на бумаге, внесите нужные изменения.
Прототип в электронном виде создаётся в специальных программах, например, Figma. Как правило, веб-разработка сайта (создание кода) происходит по готовому прототипу — он используется как образец. Здесь уже можно применять все решения по оформлению, которые вы для себя выбрали, и смотреть, как это выглядит. Подробнее о дизайне и оформлении поговорим ниже.
Наполняем сайт содержанием
Прежде чем делать вёрстку и финальный дизайн сайта, необходимо запастись материалами, которые будут размещены на страницах. Это нужно сделать именно сейчас, чтобы потом не тратить время на поиски материалов и их редактирование.
Для наполнения сайта вам нужен уже созданный в CMS “фундамент” сайта с разделами, которые можно редактировать и наполнять контентом.
CMS — англ. Content Management System — это система, с помощью которой можно управлять содержимым сайта, добавлять или удалять разделы, страницы, содержание, редактировать содержимое каждой страницы и элемента сайта.
Все CMS распределяются по типу размещения на два основных вида:
- Облачная CMS (SaaS) — размещена на сервере, который принадлежит разработчику сайта, который производит работу в ней;
- Коробочная CMS — размещена на отдельном хостинге и даёт возможность дорабатывать некоторые модули самостоятельно.
В статье о корпоративных сайтах мы рассказали о CMS более подробно.
Тексты
Найдите всю информацию о вашей компании и продуктах и структурируйте её по разделам сайта. Тексты должны быть уникальными — не копируйте и не переписывайте чужие, это плохо повлияет на продвижение сайта в поисковиках. Подготовьте тексты для каждой страницы — грамотные, полезные, написанные доступным языком, разбитые на абзацы, списки, с заголовками.
Профессионально коммерческими текстами занимаются копирайтеры. Они знают, как написать и выстроить текст, умеют структурировать его и вписывать “ключевики” — специальные слова и фразы для поискового продвижения.
Тексты лучше всего писать перед разработкой дизайна, а не во время неё. Объём и структура текста влияют на визуальную схему страницы, размер блоков, расположение других элементов.
Подробно о том, как оформить текст на сайте, мы рассказываем здесь.
Картинки и видео
Очень важно иллюстрировать товары и услуги. Лучше всего, когда визуальные элементы:
- оригинальные (собственноручно сделанные фото и видеоролики);
- хорошего качества, с грамотной композицией.
С этим может помочь профессиональный фотограф, если такого материала у вас пока нет. Для этого вам нужно будет определить, что именно снимать, в каком стиле будут фото, и сколько снимков вам понадобится. Фотограф-профессионал может подсказать, если вам сложно понять это самостоятельно, но лучше всё же иметь своё представление о том, что вам хотелось бы видеть в визуальном содержании сайта.
Делаем дизайн
Пришло время самого интересного — дизайнерской работы. Теперь можно вспомнить все ваши идеи по оформлению сайта и воплотить их — цвета, шрифты, размеры элементов, визуальные эффекты.
Этап дизайна решает задачу — сделать так, чтобы визуально сайт гармонично “лёг” на то, что было разработано на этапе прототипа, вёрстки и наполнения. Помните, что дизайн — это не просто украшательство, а прежде всего решение задач:
- сделать сайт приятным и удобным для восприятия;
- отразить во внешнем виде сайта дух вашего дела, его особенности и концепцию.
Чтобы выполнить эти задачи, дизайн сайта должен быть:
- гармоничным;
- современным;
- функциональным.
Дизайнеры знают всё о композиции, сочетаниях, удачных и неудачных ходах в оформлении. Поэтому имеет смысл поручить эту работу специалисту, если вы сами не занимаетесь дизайном профессионально.
Создаём навигацию сайта
Этот шаг нужно делать практически без отрыва от предыдущего. Сайт должен быть понятным, логичным и удобным для пользователя:
- разделы и категории находятся в видимых местах, их не приходится искать;
- переходы между разделами и ссылки устроены прямо и понятно, чтобы никто не запутался и не потерялся;
- кнопки, особенно те, которые ведут к целевым действиям посетителей (заказать, купить, оставить заявку) должны выделяться и быть на виду;
- важные разделы должны быть всегда перед глазами и доступны для перехода.
Удобство пользования сайтом называется юзабилити. Создание хорошего рабочего юзабилити — это работа целой команды, в которой есть маркетолог, дизайнер, верстальщик и SEO-специалист. Чем более удобным будет ваш сайт, тем больше выгод вы получите:
- посетители легко находят всё, что им нужно, и быстрее оформляют заявки;
- администратору сайта проще вносить изменения, когда это необходимо;
- поисковые системы лучше воспринимают такой сайт и повышают его в поисковой выдаче.
Финальные штрихи
Когда все шаги по созданию сайта пройдены, сделайте ещё несколько шагов, чтобы сайт был полностью готов к активной работе:
- установить счётчик посещаемости. Так вы сможете следить, сколько человек посещает ваш сайт в конкретный промежуток времени, и использовать эти данные для улучшения;
- зарегистрировать сайт в поисковых системах. Чтобы ваш сайт находили будущие клиенты, нужно дать им такую возможность — зарегистрируйте его в поисковиках и проведите оптимизацию, самостоятельно или с помощью специалистов;
- добавить дополнительные сервисы и улучшения. Когда основная часть готова, вы можете увидеть, что не хватает какой-то детали: например, онлайн-чата на сайте, приёма онлайн-платежей, сервиса доставки и пр. Сейчас у вас есть возможность легко подключить эти сервисы и сделать сайт ещё более эффективным;
- запустить рекламную кампанию. Это работа уже не над самим сайтом, а над его продвижением. Чтобы получить хороший эффект, можно воспользоваться Яндекс.Директом, таргетированной рекламой ВКонтакте и другими платными рекламными инструментами. Настройка рекламы имеет множество нюансов, поэтому этим занимаются отдельные специалисты по интернет-маркетингу, таргетированной и контекстной рекламе.
Поехали!
Теперь можно смело считать сайт готовым. Насколько он будет популярным и эффективным для вашего бизнеса, зависит только от вас и от того, как был продуман каждый шаг созданию сайта.
Чтобы сайт работал, развивался и приносил вам успех, его нужно всё время “прокачивать” — проверять статистику посещения, регулярно настраивать продвижение в поисковиках, вовремя обновлять информацию на страницах сайта. Мы уже составили специальную инструкцию о жизненном цикле сайта, которая станет для вас отличным чек-листом на пути к идеальному рабочему сайту.