Каннибализация ключевых слов
Давайте начнём с того, что попытаемся понять, что же такое каннибализация ключевых слов?
Обычно, когда мы пишем статьи для сайта, то (что вполне естественно) используем для них одни и те же слова, обороты. Например, если сайт представляет собой Интернет-магазин, торгующий детской одеждой, то вполне понятно, что на разных страницах будут встречаться словосочетания «одежда для детей», «детская одежда».
Но ведь если это профильные для нашего бизнеса запросы, то им посвящены специальные страницы!
Итак, у нас есть специальные страницы, посвящённые этим запросам (с проработанными мета-тегами Title, Keywords и Description), и есть страницы, где те же самые запросы оказались неумышленно, как бы сами собой.
Далее возможны несколько ситуаций.
1. Мы – люди, временами можем ошибаться. Мы забыли, что у нас уже есть страница, оптимизированная под запросы «одежда для детей» («детская одежда») и решили оптимизировать под те же запросы другую страницу. В итоге – их получится две.
2. Мы помним, что у нас уже есть страница, оптимизированная под запросы «одежда для детей» («детская одежда»), но сознательно решили оптимизировать под них ещё одну! А вдруг повезёт? Удастся в выдаче занять сразу две строчки ТОП-10???
3. Мы ни на одной странице сайта не заполнили мета-теги – то есть, явным образом не указали поисковым системам, какая страница (по нашему мнению) лучше всего соответствует запросам «одежда для детей» («детская одежда»).
Во всех этих случаях будет иметь место каннибализация ключевых слов – негативное влияние от использования одних и тех же словосочетаний на разных страницах (в разных документах) сайта.
Что означает «негативное влияние»? Поисковые системы (ПС) не накладывают фильтры за то, что несколько страниц сайта оптимизированы под одни и те же запросы. Но Яндекс и Google перестают понимать, какой конкретно документ лучше предложить своему клиенту.
Как это выглядит на практике? Пользователь ввёл в строку поиска Яндекса или Google некий запрос. По логике, ПС должна максимально информативно ответить на интерес человека. Иначе он уйдёт к конкуренту. Как ПС будет пытаться решить задачу? Она постарается в ответ на запрос подобрать десять наиболее интересных и полезных (с её точки зрения) сайтов.
Таким образом, идея о том, что можно занять два места в ТОП-10 выдачи проваливается с ходу! Поисковик ни за что не станет показывать один и тот же сайт на двух позициях ТОП-10, если есть альтернатива (то есть, другие хорошие сайты в той же тематике).
Но как Яндексу или Google определить, какая страница на Вашем сайте могла бы быть более интересна их клиенту, если у Вас несколько страниц «заточены» под один и то же запрос?! Произошло размытие релевантности! Поисковая система в растерянности… В итоге, получится так, что в один день она предложит одну страницу, в другой день – другую. Зависеть это будет (в том числе) и от поведенческих факторов. Например, в первый день Яндекс показал страницу №1, но у неё большой процент отказов. Яндекс принимает решение «это плохо» и на следующий день по тому же запросу показывает страницу №2. У неё малое среднее время пребывания посетителей - и на третий день Яндекс решает показать кого-то из конкурентов.
Вы в это время пытаетесь понять: каковы результаты SEO-продвижения Вашего сайта? Но видите странную картину: то Ваш сайт оказывается на третьем месте в ТОП-10, то на девятом, а то вообще вываливается за десятку лучших. И так – постоянно. Слова будут ежедневно «скакать по страницам», то есть, по факту, в ТОП-10 по одному и тому же ключевому слову будут показываться то страница №1, то страница №2, но на разных позициях (ибо качество проработки ключевого слова в разных статьях не может совпадать «с точностью до миллиметра»).
В итоге получится так, что сайт будет конкурировать сам с собой за позиции в ТОП-10 выдачи поисковых систем. И это вместо того, чтобы сосредоточить вес по нужному ключевому слову на одной странице! Не метаться с пятого места к пятнадцатому, а занять твёрдые позиции в ТОП-10 выдачи!
Не следует забывать и о другом факторе: факторе бессмысленного расходования бюджета на продвижение. Допустим (мы говорим «допустим», не призывая именно к такому пути), Вы используете покупные SEO-ссылки, чтобы продвинуть страницу №1 по ключевому словосочетанию «одежда для детей». Вы покупаете ссылки на страницу №1, тратите деньги, вкладываетесь в это месяц за месяцем… А Яндекс вдруг решил, что лучше всего на Вашем сайте запросу «одежда для детей» соответствует страница №2. И что тогда? К чему были траты бюджета на продвижение этого же ключевого слова, но на другой странице?
Получается ерунда - нецелевой расход бюджета.
Помните и о том, что если Вы «затачиваете» несколько страниц под одни и те же ключевые запросы, то ценность этих страниц (этого контента) снижается как для Ваших пользователей, так и для поисковых систем. Статьи – скорее всего, рерайт. Информация – не новая (одинаковая), малоинтересная. Поведенческие факторы – ползут вниз. Позиции сайта (как следствие) - туда же.
В общем, если Вы сознательно используете приём оптимизации нескольких страниц под одни и те же запросы – ни к чему хорошему это не приведёт. Да и вообще, простая логика подсказывает: если у Вас есть качественная страница под запрос, у которой хорошие поведенческие факторы, есть нормальная конверсия посетителей в покупателей – зачем ломать работающую систему? Зачем пытаться создать вторую страницу под те же запросы? Нет смысла делать страницы, нацеленные на один и тот же трафик из поиска!
Ну, а если каннибализация ключевых слов произошла случайно? Если Вы не хотели, чтобы такое случилось, но оно случилось? Что делать? Как избавиться??? Ведь (возвращаясь к примеру с Интернет-магазином детской одежды) сайт будет иметь множество страниц, на которых присутствует словосочетание «детская одежда». И что же, каннибализация неизбежна?!
Нет! Есть отличный вариант решения проблемы! И он называется… Впрочем, не будем забегать вперёд…
Как избавиться от каннибализации ключевых слов?
В первую очередь, следует вспомнить, что для избежания таких проблем (в глобальном смысле) необходимо составлять план оптимизации сайта. О том, как это делается, мы рассказывали здесь.
Если Вы составили такой план (и чётко придерживаетесь его в процессе работ над сайтом) – то всегда будете знать, на какой странице какой запрос продвигаете (соответственно – как правильно заполнить мета-теги на данной странице и на соседней).
Самое важное! То, что в Вашем Интернет-магазине детской одежды есть несколько страниц, на которых встречаются слова «детская одежда», «одежда для детей» - это не Ваша беда. Это - Ваше огромное преимущество перед конкурентами! Вы можете за счёт внутренней перелинковки передать бОльший вес именно нужным страницам!
Чтобы это сделать, конечно же, следует знать, что такое внутренняя перелинковка, как ссылки передают вес со страницы на страницу, как ставятся анкорные и безанкорные ссылки. Обо всём этом Вы можете прочитать здесь.
Кроме того, в благом деле увеличения веса нужных страниц поможет вот этот практический кейс внутренней перелинковки – мы на живом примере разобрали, как передавать вес по ключевым словам с разными анкорами ссылок.
Дадим ещё несколько кратких советов
1. Не используйте одинаковые заголовки для разных страниц (они должны быть уникальны - в пределах Вашего сайта, разумеется).
2. Обязательно прописывайте мета-теги Title, Keywords и Description на каждой странице.
3. Используйте на главной странице и в разделах более короткие словосочетания, а «на глубине» - фразы подлиннее. Например, логично было бы «заточить» под запросы «детская одежда» и «одежда для детей» главную страницу сайта. Тогда в разделах можно продвигать слова «детская одежда для мальчиков» и «детская одежда для девочек» (либо «зимняя одежда для детей», «демисезонная одежда для детей»). А на страницах с высоким уровнем вложенности (на страницах с группами товаров и товарами) – продвигать слова с более длинным «хвостом»:
- конкретные марки («детская одежда Acoola на осень», «детская одежда Mothercare недорого»);
- виды («купить джинсы для детей синие», «зимние куртки для детей цены»);
- запросы, связанные с размерами одежды («плотные джинсы для мальчика рост 120 см»);
- ещё какие-то нужные запросы («детская одежда из Турции Интернет-магазин»).
4. Закрывайте от индексации контент на вспомогательных (глубоко вложенных) страницах, если есть опасения, что он может быть причиной каннибализации, что из-за него «скачут по страницам» наиболее важные и ценные для Вашего бизнеса слова.
5. Ослабляйте контент на других страницах той же тематики, если каннибализация сохраняется, а закрывать статьи от индексации не хочется (изменяйте мета-теги, убирайте часть подзаголовков, переписывайте тексты, чтобы снизить плотность ключевиков).
Универсального рецепта для всех видов бизнеса не существует. Мы привели упрощённый пример для одной тематики и надеемся, что общая логика действий стала понятна.
Вам же придется продумать более сложный и качественный механизм, но зато его грамотная реализация на практике обеспечит хороший трафик из поиска Яндекса и Google. Особенно для сайта с большим количеством страниц (товаров).
Удачи!
«Не учите меня жить, лучше помогите материально» (с) «12 стульев» и «Москва слезам не верит»
Мы решили сделать и то, и другое – и ценной информацией поделиться, и материально помочь. Как такое возможно?!
Смотрите, вот прайс-лист одной весьма уважаемой организации, которая проводит вебинары, онлайн-тренинги, дистанционное обучение владельцев сайтов и предпринимателей. Не только по SEO, но и по маркетингу, по улучшению показателей конверсии сайтов и т.д.
Мы приводим лишь один из прайсов – по SEO:
Если взять калькулятор и сложить стоимость курсов, получится более 100 000 рублей. Но это лишь часть прайс-листа – остальное просто не влезло на скриншот.
Представляете, какие сумасшедшие финансовые затраты необходимы, чтобы стать настоящими специалистами по SEO-продвижению?! Выложен абсолютно реальный прайс-лист! Если нажать, например, на ссылку «Создание семантического ядра сайта», можно увидеть, что входит в курс, кто его читает. И в конце - цифры: длительность – 1,5 часа, стоимость – 5940 рублей.